Глава 8. Нокаут (часть 6)
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Вместо выводов и ссылок для большей достоверности я дословно приведу здесь содержание некоего обычного заседания военно-врачебной комиссии, состоявшегося в один из январских дней 1988 года в 15-м отделении ГКВГ имени Н.Н.Бурденко. Я умышленно не назову ни фамилий, ни воинских званий, потому что ставлю своей целью не сведение счётов с конкретными должностными лицами, а уничтожение тормозящей военно-психиатрической системы в целом.
— … Вы теперь, я думаю, понимаете, что армия – консервативная организация. КАЖДЫЙ должен заниматься своим делом, исполнять свои обязанности, отвечать только за себя и не встревать в круг деятельности вышестоящих лиц. Менять или совершенствовать должен тот, кому это вменено в обязанность. И вообще, Вы ведь понимаете, что Перестройка – это где-то что-то, но мы же с Вами взрослые люди!
— Да-да, — согласился пациент. – Ещё есть такой анекдот, что верхи шумят, а дубы-то стоят.
Со всех сторон раздался лёгкий одобрительный смех разных по рангу единомышленников.
— На сегодняшний день, — продолжил врач, — мы признаём Вас годным к службе. Вы ведь понимаете, что это не означает возможность позволять себе критиканствовать. Если Вы опять будете бороться за справедливость …
— Что Вы! Что Вы!
— Вам могут опять дать статью похуже. И учтите, ведь у всех есть черта, предел возможности организма. Пожалейте себя. Как врач, я предостерегаю Вас от всякой такой борьбы …
— ……………………………………………………….
Надеюсь, что дальнейшие комментарии излишни.
ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Порой приходилось слышать про случаи убийства психиатров своими пациентами, как например, в газете «Труд» за 16 февраля 1988 года. При этом стереотипно звучали упрёки в адрес врачей, что-де плохо лечили. Но ведь врачи не лечили, они только выполняли приказ свыше. Ну как могут лечить психотерапевты, если у них в багаже только Фрейд? Самым трагичным является то, что с 1973 года успело вырасти целое поколение военных медиков, убеждённых, будто учение Павлова ошибочно. Правда одно и то же действо всяк творит по-своему. Одни по принуждению, как Раев, Самохвалов, Литвинцев. Другие со старанием и злорадством, как Яцун и Нечипоренко, что и вызывает естественное ответное желание свести счёты, поскольку пациенты зачастую ошибочно принимают врачей за основную причину их несчастий.
Один из механизмов интрапсихической адаптации … «проекция — … частной формой проекции можно считать вымещение или перенесение, когда импульс или эмоция переориентируется с вызывающего тревогу объекта, но недоступного, на иррелёвантный, но доступный».
Ф.Б.Березин 1988 год
Медики оказываются крайними. У психиатров над больными большая власть. Не зря говорят, что если хочешь проверить – хороший перед тобой человек или плохой, попробуй дать ему власть. Не всем эта ноша оказывается по плечу.
Снова вспомним слова Кандинского: «… Душа, расстроившись, не перестаёт быть душою». Заболевший человек больше здорового нуждается в чуткости, доброжелательности. Разумеется, бывают тяжёлые случаи различных психозов с явными агрессией и невменяемостью, но ведь они — исключения из правил. В данном же конкретном варианте с пограничными состояниями речь вообще идёт о признании больными здоровых людей. В подобной щекотливой обстановке и чувство такта не поможет.
Я – воспитатель. Бывали у меня ошибки и неудачи в педагогической деятельности на военном поприще и немало. Однако мне нечего стыдиться встреч с самыми неудачными моими воспитанниками. А вот психиатры трусят, потому что совесть не чиста! Боятся расправы раевы, нечипоренки, яцуны. Они прекрасно понимают, что заняты не свойственным их профессии грязным делом, идут на сделку со своей совестью, помогая командованию избавляться от некоторых здоровых, но неугодных военнослужащих. Психиатры выступают в роли экзорцистов – специалистов по изгнанию нечистой силы. А как же люди с искалеченной психиатрами жизнью? Какова их дальнейшая судьба? Сколько человек в отчаянии покончило жизнь самоубийством? Сколько распалось семей? Хоть кто-нибудь подбивал такую статистику?
«Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности я торжественно КЛЯНУСЬ:
- Все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества;
…………………………………………………..
- Беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством.
- Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь».
Выдержка из Присяги врача Советского Союза
15 июля 1987 года «Комсомольская правда» напечатала публикацию А.Новикова под заголовком «Больная тема, или Кому нужен «психиатрический террор в СССР», в которой ряд врачей во главе с профессором М.Е.Вартанян с пеной у рта оправдывали действия психиатров, признавая лишь наличие отдельных негативных исключений. Меня вот что заинтересовало:
Лица, списанные из Вооружённых Сил по пограничным диагнозам, став гражданскими автоматически попадают под наблюдение психоневрологических диспансеров. Поэтому гражданские психиатры не могут не знать о диагностике и фактическом состоянии уволенных из армии военнослужащих. Вызывает недоумение, почему товарищ Вартанян разыгрывает неведение, что военные психиатрические стационары нередко списывают совершенно нормальных людей? Или его профессиональный уровень не позволяет ему отличить больного психически человека от здорового? Ах, ведомственные склоки его не касаются. Тогда прошу прощения, впредь буду знать – с кем имею дело, и кто пытается доказать, что святая инквизиция не имеет никакого отношения к преследованию еретиков!
Вот при чьём активном одобрении и беспринципности продолжается в Вооружённых Силах СССР безнаказанная расправа над неугодными!
В унисон изложенному меня искренне восхищает борьба американских медиков с искривлениями врачебной практики в советских психиатрических больницах. Подумать только – какое благородство! От негодования они даже инспектировать нас порываются, хотя предыдущие проверки оказались, как я слышал, безрезультатными. Чья бы корова мычала. … Стоит лишь поинтересоваться публицистикой и прочей вовсе не специальной литературой США, как буквально во все щели лезет до боли знакомый фрейдовский психоанализ, словно Бенджамин и Джеймс Раш, Джон Фултон, Гарри К.Уэллс и другие не в Америке работали.
«Психоанализ, анализ психики, или интроспекция, независимо от того, является ли он фрейдистским или нет, стал после первой мировой войны доминирующим течением в американской психиатрии, и психотерапия стала основной формой лечения. Так маятник качнулся в противоположную сторону – от механистического подхода, объясняющего заболевание травмой мозга, к интроспективно-идеалистическому взгляду».
Гарри К.Уэллс 1959 год
В штатах Огайо, Иллинойс, Массачусетс, Мичиган, Пенсильвания, Калифорния до настоящего времени существует закон, дающий право принудительной госпитализации на неопределённый срок психически больных, при чём в штате Миннесота для этого достаточно мнения полицейских (?!). У шведских и немецких психиатров, судя по всему, тоже «рыльце в пуху». Из множества теорий каждый выбирает то, что ему выгодно. Защитнички!
«Даже неправильные по существу установки обычно не теряют своего действия, если их подчёркнутое одобрение может обеспечить в определённых группах авторитет и социальное признание».
Г.Гибш и М.Форверг 1972 год
Сдаётся мне, будто и в наших гражданских психиатрических клиниках ещё далековато до материалистического подхода, больно от американских коллег удобно отмахиваться по принципу «сам такой». Что-то подозрительно упорно Министры здравоохранения СССР не соглашаются с наличием негативных явлений в психиатрии. Случайно ли столь долго отрицать явное? Становится понятным, откуда в современной отечественной психиатрии вдруг берутся мнения, что И.П.Павлов-де нынче не популярен и «вышел из моды». Именно с этих позиций небезынтересно было наблюдать на втором съезде народных депутатов, как некие влиятельные круги пытались протащить решение об исполнении депутатами своих обязанностей в зависимости от состояния их здоровья.
Власти хорошо осведомлены о психиатрии. 26 ноября 1990 года сброшюрованный экземпляр «Медицинского кастета» в виде бандероли поступил в общий отдел секретариата Верховного Совета РСФСР на имя Б.Н.Ельцина и бесследно исчез. Такое молчание звучит красноречивее любых программ и обещаний.
Параллельно вскрытию недостатков и формулированию причинности ряда общественных явлений мною вёлся поиск путей преодоления застойных процессов. Попытаюсь выдержать сложившийся стиль до конца.
Подход к былой и настоящей деятельности военных психиатров должен осуществляться строго дифференцированно. Так ни в коем случае нельзя равнять поступки Яцуна, отправившего в угоду начальству десятки здоровых людей в сумасшедшие дома на Северном флоте и в Ленинграде и деятельность Раева, на которого энергично давили «сверху». На мой взгляд, Раева можно пожалеть – ему и так страшно. Впрочем, он даже не трус. Здесь вновь уместно сослаться на очередное высказывание его любимого Фрейда: «Люди сильны, пока защищают великую идею; они становятся бессильными, когда идут против неё». Окончательную оценку профессиональной этики военных психиатров целесообразно выводить только после тщательной проверки их труда и условий, в которых они оказались.
Отдавая свою работу на суд общественности, я понимаю всю глубину ответственности за свои выводы. Сегодня настала моя очередь переживать за Григория Петровича Колупаева и его сотрудников по госпиталю имени Н.Н.Бурденко.
Теперь касательно политаппарата. Увы, в Вооружённых Силах СССР мы сегодня пришли к такому положению дел, что если политаппарат убрать, то боеготовность не только не ухудшится, но наоборот возрастёт. Но ведь работники идеологического фронта нужны, очень нужны, … только настоящие специалисты, а не нынешние пустословы, которыми, кстати сказать, забиты кафедры марксизма-ленинизма или как они теперь стали называться – кафедры общественных наук в военных училищах. Должности идеологов можно сделать выборными. Чтоб не случалось таких стереотипов, как выдвижение на общественные форумы в основном начальников политотделов, либо строевого высокопоставленного командования или прорыва в депутаты благодаря номенклатуре.
«Сознание демагогов чётко фиксирует общественные приоритеты, настроения, которые служат им прикрытием для реализации своекорыстных интересов. Это особенно проявилось в деятельности «перелицовщиков» перестройки, которые используют предоставленные возможности не для действительного развития демократии, а для личной выгоды и рекламы, для выдвижения себя на передний край общественного интереса».
Ж.Тощенко «Известия» № 175 от 23 июня 1988 года
Окончательное оздоровление ВС СССР возможно только со стабилизацией обстановки во всей стране. Однако многое можно сделать уже сейчас. Для этого мною разработан:
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
КПСС от руководства в Вооруженных Силах СССР ОТЛУЧИТЬ. Действующую систему политорганов за ненадобностью УПРАЗДНИТЬ. Произвести департизацию ВС СССР. Формирование структуры и штатов партийных организаций в ВС СССР поручить самим партийным организациям, передав все органы партийного управления на самообеспечение низовых парторганизаций. Разрешить идентичное функционирование в СА и ВМФ на тех же условиях других партий и религиозных представительств.
Оставить в действии сроком на 2 года должности замполитов низовых звеньев, за исключением замполитов факультетов в высших и средних военных училищах, с переподчинением политработников непосредственно строевому командованию. По истечении двух лет эти должности так же ликвидировать.
Офицерам, занимавшим штатные категории, подлежащие сокращению – замполитов высших звеньев, начальников политотделов и их заместителей, инструкторов, освобождённых секретарей партийных и комсомольских организаций, пропагандистов и прочее … предоставить право выбора: либо увольнение в запас установленным порядком в связи с сокращением, либо направление на строевые должности в действующие части.
Поставить целью увеличить количество сверхсрочнослужащих, повысив престижность их труда за счёт существенного добавления финансового довольствия. Поскольку оклады мичманов и прапорщиков и так приближаются к офицерским, сводя на нет стимул службы офицеров, выход в параллельном росте денежного обеспечения мичманов, прапорщиков и офицеров в плавсоставе и отдалённых гарнизонах.
Дополнительные средства для увеличения финансового довольствия изыскивать за счёт сокращения неоправданных военных программ и должностей. В качестве одного из направлений по выявлению подобных издержек предлагается расследование случаев расправы с неугодными военнослужащими на специально созданных комиссиях. Для этого:
- Создать комиссии по расследованию случаев расправы над неугодными военнослужащими. В состав этих комиссий ввести лиц, подвергавшихся незаслуженным гонениям. Подчинение комиссий должно быть вне Вооружённых Сил СССР. Особое внимание обратить на выявление должностей и программ, являющихся так называемыми «кормушками», необходимость которых была надумана прежним командно-бюрократическим аппаратом;
- Освободившиеся от увольнения политработников денежные средства направить сначала частично на чтение лекций гражданскими специалистами по основам психологии для командного звена ВС СССР, а затем перечислить на повышение финансового довольствия офицеров и сверхсрочнослужащих.
Ныне существующую организационную структуру военной психологии за неспособностью справиться со своими обязанностями РАСПУСТИТЬ. Приступить к формированию новой системы психологической службы в ВС СССР. Для этого:
- Перепрофилировать военно-политические училища и Военно-политическую академию имени В.И.Ленина в Курсы подготовки психологов;
- Обучение курсантов в высших военно-политических училищах по прежней специальности прекратить. Роты расформировать. Курсантам предоставить право выбора – продолжение учёбы в других военных училищах, либо увольнение со службы в запас. В случае совпадения мнений большого количества курсантов – переводить роты в другие училища целиком;
- Слушателям Военно-политической академии имени В.И.Ленина предоставить право выбора по аналогии с политработниками, должности которых подлежат сокращению;
- Объявить набор на Курсы подготовки психологов со сроком обучения 2 года, полным отрывом от выполнения прежних функций и с обязательной месячной практикой в действующих частях. Практика в виде чтения лекций по психологии для строевого младшего, старшего и высшего командного звена, решения конфликтных ситуаций, помощи молодым старшинам, мичманам, прапорщикам и офицерам в становлении в должности;
- Кафедры марксизма-ленинизма в высших и средних военных училищах сократить, оставив лишь предмет психологии;
- Программу подготовки военных психологов согласовать с факультетами государственных университетов;
- Предусмотреть жёсткие условия для поступления офицеров на курсы подготовки военных психологов с обязательным уведомлением командования, которое направляет кандидата на учёбу о том, что по окончании обучения офицер будет направлен на должность психолога в ту же часть, откуда прибыл. Отбор кандидатов производить из контингента офицеров, ранее занимавших строевые должности с обязательным командованием личным составом;
- В Вооружённых Силах СССР ввести штат психолога на уровне не ниже полка (корабля I ранга) с прямым подчинением вышестоящему штабу.
В целях частичного снятия моральной напряжённости в ВС СССР:
- Восстановить порядок, согласно которого кандидаты в высшие командные училища при отсутствии опыта службы после сдачи вступительных экзаменов направлялись в действующие части на должности рядового состава сроком на 1 год.
- Офицерскому составу для получения очередного воинского звания ввести обязательный плавательный ценз или для других родов войск – ценз службы с непосредственно подчинённым личным составом. В связи с необходимостью учитывать различия в условиях службы в частях центрального подчинения и в частях, расположенных в отдалённых районах, для всех родов войск и служб ввести ценз службы в отдалённой местности.
- Ввести экзамен по физподготовке перед производством в очередное воинское звание. Не сдавшим установленные нормативы представление на очередное воинское звание запретить. При инспектировании состояния физической подготовленности определить проверку для 100% военнослужащих воинской части.
- Обязать кадровые органы по заключениям специальных комиссий разводить участников конфликтов по разным частям. В случаях заболевания неврозами запретить после лечения возвращать больных в прежние условия, послужившие преморбидной почвой заболевания. Заключение о необходимости перемены места службы осуществлять:
- при заболевании неврозом – военно-врачебной комиссии;
- при возникновении конфликта – офицерскому (мичманскому) собранию.