Комментарии Гражданской комиссии Питера по делу Андерса Брейвика
Президент Гражданской комиссии по правам человека Санкт-Петербурга, Роман Чорный сказал в интервью газете «Право на разум»: «Происходящее с Андерсом Берингом Брейвиком начинает превращаться в фарс. Известнейшие российские судебные психиатры, включая руководство Института судебной психиатрии имени Сербского в 20-м веке, считали, что лечить пациентов во время прохождения ими психиатрической экспертизы не следует, т.к. это может «смазать» чистоту картины. Похоже, что в Норвегии есть психиатры, которые активно пытаются признать душевнобольным террориста, совершившего террористический акт 22-го июля 2011 года, от которого пострадали 77 человек. Это выглядит, как самая настоящая «оправдательная психиатрия».
Для нас, петербуржцев, вопрос: будет ли признан душевнобольным Андерс Брейвик или нет, имеет большое значение. В Северной столице России, также как и в других странах Северной Европы есть неофашисты-сторонники идей А.Б. Брейвика. Если он будет признан психически больным и сможет избежать уголовной ответственности, это будет плохим примером для российских неонацистов. Они могут начать думать, что, совершив теракт, смогут также как Брейвик избежать уголовной ответственности. Тем более, что в С-Петербурге таким образом на несколько лет уголовной ответственности избежал Вячеслав Дацик, близкий по взглядам Андерсу Брейвику, сумевший к тому же из психбольницы в Ленобласти бежать в Норвегию. Актуально дело Брейвика и в связи с тем, что и в Санкт-Петербурге происходят взрывы. Так, 13-го января утром в Санкт-Петербурге, недалеко от моего дома прогремел взрыв. Как пишет информагентство «Росбалт», злоумышленник из хулиганских побуждений взорвал гранату».
«Таким образом, можно быть почти на 100% уверенными, что он не блефует», — сказал в своем интервью Тур Кваккестад, психиатр и бывший врач психиатрической клиники (http://www.rosbalt.ru/main/2012/01/11/932058.html — по состоянию сайта на 13.01.12), обосновывая таким образом якобы необходимость назначения психиатрических препаратов террористу. С 1999 по 2001 год Кваккестад занимал должность старшего врача отделения госпитализации в клинике Дикемарка. По всей видимости, именно в закрытом отделении именно этой клиники будет проходить лечение Андерс Брейвик, если диагноз парноидальная шизофрения будет подтвержден.
На сегодняшний день Тур Кваккестад работает в психиатрическом центре «Фюруколлен» в Арнесе и занимается пациентами, приговоренными к принудительному психиатрическому лечению.
12-го января сего года Московское бюро по правам человека распространило по электронной почте свое заявление в связи с делом Андерса Б. Брейвика, в котором, к примеру, сказано: «… террорист явно отличается от других серийных убийц, которые в разных странах мира убивали детей, школьников, студентов, посетителей кафе и автозаправок. Это были люди либо с хроническими психическими отклонениями, либо пережившие острый психоз в связи с проблемами в личной жизни или на работе…
Брейвик декларирует себя интеллектуалом, который предупреждает мир о грозящей ему опасности исламизации. И попытки записать его в психически больные вряд ли уместны (если не считать только сами действия по хладнокровному убийству психическим отклонением, что психиатры отрицают). Не случайно первоначальный диагноз о невменяемости Брейвика в момент совершения преступления и его заболевании параноидально-шизофренического характера вызвал сомнения у группы из четырех врачей-психиатров, которая в течение длительного времени наблюдала за поведением Брейвика в тюрьме и пришла к выводу, что тот «не страдает психическими расстройствами и не нуждается в медикаментозном лечении». Члены комиссии также сомневаются, что Брейвик может совершить самоубийство. В результате ожидается решение вопроса о необходимости повторной психиатрической экспертизы Брейвика.
Таким образом, Брейвик в здравом рассудке может свободно и без ограничений обращаться к миру с человеконенавистническими идеями, подробно объяснять, почему надо убивать мусульман и агентов «исламизации». Такая проповедь может иметь чрезвычайно опасные последствия…»