О заявлении в связи с самоубийством мужчины и гибелью ребенка в Помосковье

Дата: 28.03.2012

В марте 2012 года СМИ рассказали о самоубийстве мужчины, наблюдавшегося у психиатра, и убийстве им собственного сына в Подмосковье. В связи с произошедшей трагедией Президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека (http://www.cchr.spb.ru) сделал краткое заявление для прессы.

 

Трагедия имела место в середине марта сего года в городе Ногинске: 33-летний мужчина вместе со своим 7-летним сыном спрыгнул с крыши 14-этажного дома. Самоубийца жил в Электростали, а работал в Ногинске. Как сообщает пресса (http://kp.ru/daily/25851/2820882/ — по состоянию сайта на 25.03.12), незадолго до трагедии отношения родителей разладились. Встречи родителей сопровождалась скандалами, проходившими бурно.

 

Мужчина, покончивший жизнь самоубийством, находился на диспансерном амбулаторном наблюдении у психиатра. Как заявили прессе в правоохранительных органах, Валентин в прошлом уже дважды пытался покончить собой. Но оба раза ему удалось выжить. 15 марта мужчина пришел к бывшей жене. Он попросил сына после школы с тем, чтобы сходить в кино. Со скандалом он забрал ребенка. Мужчина не повел сына в кино, а поднялся на крышу дома вместе с ребенком, после чего спрыгнул с крыши вместе с сыном.

 

Соседка матери, таким трагическим образом потерявшей ребенка, рассказала журналистам: «Я видела, как врачи пытались оторвать мать от тела погибшего ребенка, ее обкололи лекарствами и полусознательном состоянии отвели домой…»

 

Директор школы, в которой учился погибший ребенок, Валентина Бутова сказала о мужчине-самоубийце: «Валентин постоянно приезжал к сыну… Участвовал и в спортивных и общешкольных мероприятиях. Даже организовал один из праздников. А его помощь в ремонте класса просто неоценима — приходил и своими руками обустраивал кабинет для класса. До сих пор не могу поверить, что он мог такое сделать. По словам учителей, при сыне родители старались не ссориться, и друг про друга плохое не говорили».

 

Роман Чорный, президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека, заявил: «Убежден, что выход здесь один: люди, пытавшиеся покончить жизнь самоубийством, должны иметь возможность побеседовать с такими же, как они, гражданами, которым они доверяют, о своих проблемах.

 

Другой вопрос, который должен бы был исследоваться в Ногинской трагедии следователями: вопрос качества оказанной психиатрической помощи самоубийстве… Раз уж он состоял на диспансерном наблюдении у психиатра, то этот специалист должен был бы контролировать и предсказывать его поведение, не допустить самоубийства и убийства ребенка. Ведь, в сегодняшней психиатрии, увы, иногда применяются препараты, которые потенциально могут вызывать неконтролируемую агрессию или стремление покончить жизнь самоубийством.

 

Так, например, получила печальную известность история «бибиревского мясника», который вышел из психиатрической больницы за три дня до того, как он устроил кровавую бойню (http://vrn.vestipk.ru/?p=34814 — по состоянию сайта на 25.03.12) на улице Корнейчука, в Москве. Тогда жертвами 27-летнего убийцы, Алексея Арбузова стали 11 человек. А 80-летняя Александра Потехина и 75-летняя Мария Глебова и вовсе погибли. Иные были помещены в больницы с серьезными ножевыми ранениями. У большинства были зафиксированы глубокие проникающие раны в области живота, груди и шеи, у многих были задеты жизненно важные органы: печень, селезенка, легкие, желудок. Тогда подруга Алексея Арбузова, Ольга сказала в интервью «Комсомольке»: «Алексей — позитивный, общительный человек… Ни разу не замечала за ним никакого агрессии или злобы…» По словам Ольги, Арбузов не употреблял спиртного. Мать также не жаловалась на поведение сына. По данным СМИ, приступ агрессии случился у «бибиревского мясника» после того, как в аптеке ему отказались продать сильнодействующие вещества.

 

Резюмируя, должен сказать, что, по моему мнению, органы прокуратуры и следствия должны бы обратить внимание на качество оказания психиатрической помощи гражданам. Когда наблюдающиеся у врача-психиатра люди совершают убийства и самоубийства, это недопустимо! Общество не может мириться с подобной ситуацией. Психиатрия получает бюджетное финансирование в том числе и для того, чтобы не допускать трагедий со стороны своих пациентов. Те, кто оказывает некачественную психиатрическую помощь и позволяет свершаться таким трагедиям, должны привлекаться к ответственности в строгом соответствии с Законодательством Российской Федерации».