Вновь об «оправдательной психиатрии» в контексте дел А.Брейвика и Ю.Буданова
Президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека (http://www.cchr.spb.ru), Роман Чорный сделал заявление в связи с обнародованными данными проведенной судебно-психиатрической экспертизы по «громкому» норвежскому делу.
В Норвегии было проведено очередное психиатрическое обследование Андерса Брейвика, ранее сознавшегося в убийстве 77-ми человек. Психиатры установили, что Брейвик вменяем и может отвечать за свои поступки. Текущие выводы судебных психиатров противоречат проведенной ранее экспертизе, согласно которой Андерс страдает психическим расстройством и должен быть отправлен на принудительное лечение.
33-летний норвежец предстал перед судом в середине апреля сего года. Он обвиняется в организации 22 июля 2011 года взрыва в Осло и последовавшем вслед за ним массовом убийстве в молодежном лагере на острове Утойя.
В ноябре 2011 года норвежские судебные психиатры пришли к заключению, что Брейвик якобы страдает параноидальной шизофренией, однако после повторного психиатрического обследования он был признан вменяемым. Сам Брейвик считает себя вменяемым и обвиняет обследовавших его психиатров в некомпетентности.
Отрывки из письма Брейвика норвежской прессе опубликовала 4 апреля 2012 года выходящая в столице Норвегии газета «Verdens Gang». В своем письме ультраправый террорист справедливо полагает, что помещение в психиатрическую клинику могло бы быть для него «хуже смерти». Брейвик также утверждает, что нашел более 200 неточностей и ошибок в заключении психиатров, признавших его невменяемым.
Президент С-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека полагает, что дела Андерса Брейвика и Юрия Буданова, бывшего полковника российской армии, зверски убившего чеченскую девушку-подростка, Эльзу Кунгаеву, очень похожи. В заявлении Романа Чорного сказано: «Дела Брейвика и Буданова роднят крайне правые националистические мотивы совершения убийств, и, главное, попытка применения «оправдательной психиатрии» в отношении этих преступников.
Однако президент Гражданской комиссии отмечает и существенные отличия, говоря, что повторная экспертиза, признавшая Буданова вменяемым была проведена после значительных протестов со стороны различных институтов российского гражданского общества, в чем не было существенной необходимости в случае Брейвика.
Как справится с проблемой «оправдательной психиатрии» по «громким» уголовным делам?! В своем заявлении Роман Чорный утверждает: «… Постепенно необходимо уходить от чрезмерно частого проведения судебно-психиатрических экспертиз, пусть даже и по «резонансным» делам. Все же правоведение и судебные заседания — это дело юристов, а не врачей-психиатров, которых некоторые правозащитники справедливо именуют скорее отвлеченными философами, рядящимися в одежды деятелей науки, чем настоящими врачами».