ПРОТЕСТЫ ПРОТИВ КАРАТЕЛЬНОЙ ПСИХИАТРИИ СТАНОВЯТСЯ ВСЕ ГРОМЧЕ
Вчера, 19 сентября у входа в психиатрическую больницу № 3 был проведен пикет против использования психиатрии в карательных целях. Сотрудники и добровольцы Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека, правозащитники – юристы и люди, пострадавшие от незаконных действий психиатров, проинформировали общественность о наметившейся тенденции использования психиатрии в немедицинских целях. А также о некоторых случаях, которые, по мнению правозащитников, являются примером такого ее применения.
Следует напомнить, что во времена СССР психиатрия активно использовалась как самими психиатрами, так и функционерами коммунистической партии для подавления «инакомыслия» и «инаковерия». Имена нескольких жертв психиатрического террора стали известны мировой общественности. Это диссидент и правозащитник Владимир Буковский, советский правозащитник, поэт и автор книги «Институт дураков» об Институте судебной психиатрии имени Сербского Виктор Некипелов, советский диссидент Виктор Файнберг и другие. По сути, именно за использование психиатрии в карательных целях в 1982 году советские психиатры на 7 лет лишились членства во Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА).
В нынешней России жертвами карательной психиатрии часто становятся пожилые люди, чьими квартирами завладевают мошенники. Так, петербурженка Бурачкова заключила договор ренты, по которому в обмен на ежемесячное содержание в 500 рублей передала принадлежащую ей квартиру в собственность плательщику ренты. При этом пожизненное право пользования квартирой за ней сохранялось. Однако новый владелец решил досрочно освободить для себя жилплощадь, поместив Бурачкову в психиатрическую больницу. Женщина никогда не страдала заболеваниями психики и до этой госпитализации не состояла на учете в психоневрологическом интернате (ПНД). Она утверждает, что не подписывала согласия на госпитализацию. Однако ее подпись каким-то образом появилась под этим документом. Лечащий психиатр Бурачковой сообщил ее соседям, обеспокоенным судьбой женщины, что оформляет ее на жительство в психоневрологический интернат, а пока там освободится место, она «подождет» в психушке, поскольку… ее некуда выписывать! С тех пор прошло два года. Все это время старушка в психиатрической больнице ожидает перевода в богадельню. Жить там она категорически не хочет. А ведь по закону дееспособные граждане могут быть помещены в интернат только добровольно! Бурачкова не БОМЖ, у нее есть право пожизненного проживания в своей квартире, у нее есть пенсия, и у нее были сбережения. К тому же, она имеет право получать социальное обслуживание на дому.
К сожалению, часто не только посторонние, но и близкие для пожилого человека люди обращаются к участковому психиатру с просьбой поместить в психиатрическую больницу никому ненужного престарелого родственника с тем, чтобы воспользоваться его жильем.
С карательной целью в психиатрические больницы помещаются и люди, в отношении которых «фабрикуются» уголовные дела. К сожалению, есть основания предполагать, что эта практика широко распространена по всей России.
…У Владимира Сергеева, учителя английского языка, в 2001 году произошел конфликт с директором школы. К нему подключились еще несколько сотрудников. Словесная перепалка перешла в потасовку, от которой у учителя английского языка осталась закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга и ушибы предплечья. Противная сторона тоже получила несколько синяков и шишек. Однако на суде, который вскоре состоялся, участвующие в потасовке женщины и прибежавшие на шум охранники утверждали, что разъяренный Сергеев ударом кулака сбивал дам с ног и остервенело пинал их ногами. Странно то, что пинки разъяренного мужчины не оставили на женских телах никаких повреждений – ни внешних, ни внутренних. Следы от сильных ударов не были зафиксированы ни у одной потерпевшей….
Настораживает, что факт получения Сергеевым черепно-мозговой травмы судом вообще не рассматривался, как и множество противоречий в показаниях потерпевших и свидетелей. Пострадавшей стороной был признан коллектив, а учитель английского… отправлен на принудительное лечение в психбольницу Сергеев находится там уже семь лет. Этот срок значительно превышает продолжительность наказания, которое могло быть ему назначено. Максимальное наказание по статье 213, ч. 1 УК РФ «хулиганство», которую вменяли Сергееву — лишение свободы на срок до 5 лет. Но, учитывая степень повреждений у «потерпевших», дело должно было закончиться для него штрафом.
Физическое состояние бывшего учителя английского языка за семь лет «лечения» значительно ухудшилось. Сейчас он с трудом говорит, стал вялым и апатичным. Такое состояние обычно возникает из-за передозировки психотропных препаратов. Однако родители Владимира Сергеева никак не могут повлиять на ситуацию, поскольку врачи психбольницы игнорируют все их просьбы о предоставлении информации о характере лечения и прописанных их сыну препаратах. По нашему убеждению, это – грубое нарушение требований Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» и Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Таким образом, карательная психиатрия продолжает процветать, хотя и в измененном виде. Участники пикета не согласны с этой ситуацией. Право на свободу и личную неприкосновенность является основополагающим правом человека, закрепленным статьей 22 Конституции РФ и статьей 5 Европейской Конвенции о защите основных прав и свобод человека.
— Мы против возрождения системы карательной психиатрии в современной России и требуем от правительства принять меры для искоренения этого страшного явления — сказано в петиции, которую во время проведения пикета подписало 88 человек. Граждане активно присоединялись к протесту правозащитников. Петиция будет направлена в органы исполнительной и законодательной власти в самом ближайшем будущем.
(Фамилии потерпевших изменены)
За дополнительной информацией обращайтесь в Санкт-Петербургскую Гражданскую комиссию по правам человека.