Карательная психиатрия в отношении российских детей недопустима
20 августа в Выставочном центре Санкт-Петербургского союза художников прошла пресс-конференция на тему карательной психиатрии в отношении детей и подростков в национальном масштабе.
В рамках пресс-конференции состоялась презентация очередного номера газеты «Право на разум», посвященного именно вопросам соблюдения прав детей в психиатрических учреждениях и специализированных детских домах.
На пресс-конференции были озвучены истории молодых людей, чьи права были нарушены в психоневрологических интернатах и психиатрических больницах, выступил президент Гражданской комиссии по правам человека Роман Чорный, а также уполномоченный Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека, депутат ЗАКС Ленобласти предыдущих трех созывов, Владимир Леонов.
Открыл пресс-конференцию президент Гражданской комиссии по правам человека Роман Чорный, который рассказал истории молодых людей Савельевой Надежды и Романа Тупина, пострадавших от психиатрического произвола.
Роман Тупин был направлен в психиатрическую больницу им. Кащенко администрацией психоневрологического интерната № 10 за то, что активно сопротивлялся тому произволу, который существовал в интернате. Роман боролся не только за свои права, но и за права всех проживающих в интернате ребят. Он писал жалобы в прокуратуру и в другие инстанции. Ряд проверок психоневрологического интерната № 10, проведенных по жалобам Тупина, привел к тому, что интернат штрафовали, что, естественно, не устраивало администрацию интерната. Тупину не раз угрожали госпитализацией в психиатрическую больницу и, в конце концов, осуществили свою угрозу, отправив его в психиатрическую больницу им. Кащенко по ст. 29 «Закона о психиатрической помощи и гарантиях граждан
при ее оказании», мотивировав это тем, что Тупин опасен для себя и
окружающих, и, что оставление Тупина без медицинской помощи приведет к значительному ухудшению его здоровья.
История Надежды Савельевой, обратившейся за помощью в ражданскую комиссию по правам человека Санкт-Петербурга, повторяет десятки историй молодых людей, подвергшихся карательным мерам в психоневрологических интернатах и психиатрических больницах.
Надежда была заочно лишена дееспособности в сихоневрологическом интернате № 1, где проживала постоянно. В интернате Надежда вышла замуж за выпускника детского дома, родила ребенка, но администрация психоневрологического интерната № 1 настояла на том, чтобы брак Надежды был расторгнут. У Надежды и ее дееспособного мужа забрали ребенка практически сразу после рождения, мотивировав это тем, что родители не смогут заботиться о своей дочери. Сейчас Надежда и ее супруг продолжают регулярно посещают свою дочь, они очень хотят воспитывать ее самостоятельно, но ребенка им не отдают. Надежда вместе с мужем
обращались за защитой своих прав к руководству психоневрологического интерната № 1, в Комитет по труду и социальной защите СПб, в Прокуратуру. Ситуация не изменилась. По прогнозам, дочь Надежды Савельевой скорее всего ждет специализированный детский дом, а затем психоневрологический интернат, как и ее мать
Прокомментировав историю Савельевой и Тупина, президент Гражданской комиссии Санкт-Петербурга Роман Чорный сказал: «В России порядка 600 тысяч детей находятся в детских домах и около 10 процентов этих детей помещены в специализированные детские дома для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых. Сейчас продолжает увеличиваться число детей, попадающих в детские психиатрические учреждения, в детские психиатрические больницы.
К большому сожалению, я должен сказать, что, по крайней мере, в Северо-Западном регионе России, имеют место достаточно серьезные
нарушения прав человека в этих учреждениях. Это использование психотропных препаратов и госпитализация в психиатрические больницы в наказание за "плохое поведение", случаи дедовщины и попустительство этим случаям в детских домах. Это произвол в отношении выпускников детских домов, которые затем попадают в психоневрологические интернаты. Особо хотелось бы отметить ту ситуацию в детских домах, когда работники этих учреждений, по сути, выискивают детей, которым можно навесить, психиатрический ярлык, будь то задержка психического развития или какой-то иной, чтобы затем поместить этих детей в соответствующие учреждения — психоневрологические интернаты».
Уполномоченный СПб ГКПЧ, кандидат наук, Владимир Леонов отметил в своем выступлении важность огласки подобных случаев нарушения прав детей и подростков и, особенно, применение к ним карательной психиатрии. «В ГКПЧ СПб накопилось уже достаточно информации о нарушениях прав детей в сиротских учреждениях и, конкретно, о направлении детей из сиротских учреждений в психиатрические больницы в карательных целях, о лечении детей психотропными препаратами с большим количеством побочных эффектов, о непредоставлении квартир или комнат сиротам по достижении совершеннолетия, из-за чего подростки прямиком направляются из обычных детских домов в психоневрологические интернаты, о лишь формальных расследованиях прокуратурой случаев нарушений прав молодых выпускников детских домов в психоневрологических интернатах и мы готовы дать этим случаям широкую огласку», — завершил свое выступление В.Н. Леонов.